- В 2010 году IT-рынок в России вырос на 10%, превысив показатели докризисного 2008 года
- Основной прирост рынка IT произошёл в сфере компьютерного «железа» (58%) и ПО (24%)
- Среди компьютерного «железа» лидируют продажи стационарных компьютеров (20%) и ноутбуков (17%)
- Аутсайдерами рынка оказались расходные материалы, мониторы, ИБП, сканеры и факсы
- В корпоративном секторе за счёт снижения доли госзакупок кризисный спад достигал 30-50% на фоне 20-25% в клиентском сегменте, прирост в 2010 году составил 10%
- На 2011 год менее 2% игроков рынка прогнозируют сокращение продаж и не более 20% опасаются стагнации IT-рынка
Рисунок 1. Темпы роста рынка IT по основных категориям товаров, %
Несмотря на заметный прирост сегментов программного обеспечения и услуг, более половины рынка IT пришлось на продажи оборудования. Лидирует компьютерное «железо» (57%), среди которого наиболее динамично развивается секторы компьютеров (20%) и ноутбуков (17% рынка).
Доля программного обеспечения в обороте компьютерной розницы в 2010 году выросла на 27% и составила четверть рынка, различные услуги и сервисы — на 50%, достигнув по итогам года 18%. При этом системные интеграторы по случаю падения выручки от продаж IT-техники снизили её долю с 57% до 47% и увеличили долю программного обеспечения и услуг.
В секторе ПО 42% занимают операционные системы и сетевое программное обеспечение, 23% — средства для обеспечения безопасности. Среди сервисных услуг половина примерно – ремонт компьютерной техники, остальные услуги востребованы заметно меньше.
Рисунок 2. Ассортимент IT-рынка в РФ в 2010 году
Что касается каналов продаж, то основными игроками среди каналов дистрибуции в общем объеме IT-рынка остаются традиционная компьютерная розница и системная интеграция, однако вес их из года в год становится менее значительным. Между тем кризисный спад сильнее всего затронул корпоративный сектор, и особенно госзакупки. Если до кризиса он показывал впечатляющие темпы роста, то в II–III кварталах 2009-го спад продаж достигал 30–50%, в то время как розничные продавцы ограничивались снижением в размере 20–25%. По итогам 2010-го прирост составил лишь 10% к показателям 2009-го, что объясняется более медленным восстановлением корпоративных продаж на фоне розничных.
В денежном выражении ощутимый рост продаж в IT-секторе традиционно происходит в после отпускной период (август—сентябрь) и во время новогодних продаж (декабрь—январь). В это время магазины бытовой техники проводят полномасштабные промо-кампании, в результате чего продажи (в том числе компьютерной и цифровой техники) увеличиваются на 30–40%.
Активно формируется еще один розничный канал — телекоммуникационный. Основу IT-ассортимента в телекоммуникационной сфере составили нетбуки. В целом именно телеком-розница выходила из кризиса максимально быстрыми темпами — эта тенденция продолжалась на протяжении всего 2010 года и сейчас демонстрирует рост продаж в 2–3 раза превышающий показатели прошлого года.
Ещё одна тенденция — начало активного формирования электронной коммерции. Хотя в целом по России доля ее пока невелика, потенциал у этого канала экспертами оценивается очень высоко. Например, в европейских странах вес электронной коммерции в розничных продажах по IT-рынку составляет 15–20%, аналогичный уровень в 2009-2010 гг. был достигнут и в Москве. Этому поспособствовало не только активное развитие интернета, но прежде всего изменения в сознании покупателя. Ведь интернет-торговля позволяет экономить время, безопасна, предлагает больший ассортимент продукции, покупатель получает возможность лучше осознать свои потребности и искать нужное сколь угодно долго, а также подразумевает доставку, что особенно важно, если речь идет о крупногабаритном товаре. И, наконец, интернет-ретейлер может следовать гибкой ценовой политике, устанавливая стоимость и меняя её сколь угодно часто в соответствии с реакциями рынка и прочими факторами и стратегиями.
Достаточно мрачные прогнозы 2009 года сменились в 2010-м уверенностью в будущем ИТ-рынка. Менее 2% системных интеграторов прогнозируют сокращение продаж в следующем году и не более 20% опасаются стагнации рынка. Остальные уверены в его быстром восстановлении и в возврате к докризисным объемам и темпам роста. В немалой степени этому способствует господдержка IT-сектора: государство определило в качестве приоритетов развитие широкополосного интернет-доступа, увеличение числа интернет-пользователей, внедрение электронного правительства, развитие онлайн-СМИ, коммерческую эксплуатацию сетей 4-го поколения. Причём востребованность технологий ощущается не только среди домашних пользователей, но в корпоративном секторе.
Среди прочих тенденций эксперты выделяют развитие IT-сектора в регионах страны вслед за развитием компьютеризации и доступа в интернет — причём тенденцию активного роста специалисты прогнозируют на ближайшие 5-10 лет. Что касается производителей, то несмотря на то, что импорт занимает очень большую долю рынка IT в России, эксперты всерьёз предполагают, что Россия могла бы занять одну из ниш мировой индустрии, преимущественно в секторах ПО и интернета.
VOIP растет в 4 раза быстрее всего рынка телефонииУ сотовых компаний и операторов фиксированной связи по-прежнему заметно лидирует Центральный Федеральный округ, затем следуют небольшие расхождения |