FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Разделы сайта:


Подписка на новости

Логика Logic Pro. Часть 3: Основы навигации

Cегодня мы вновь возвращаемся к циклу статей, посвящённому профессиональному аудиоредактору Apple – Logic Pro X. Ранее мы познакомились с историей программы, вопросами её установки и первоначальной настройки, а речь пойдет об основах навигации в проекте при помощи панели инструментов.

Вся навигация по проекту в Logic Pro X привязана к одной единственной вещи – курсору воспроизведения Playhead. Он представляет из себя вертикальную полосу в основном окне лоджика, которая перемещается по временной шкале проекта назад и вперед, тем самым осуществляя навигацию и воспроизведение. За управление над Playhead и отображение информации о его местоположении отвечают некоторые элементы панели, называемой Control Bar. Подобный элемент есть во многих встроенных приложениях Mac OS X, но здесь он играет немного более важную роль, чем обычно. Без знакомства с этим основным элементом интерфейса пытаться начинать работу в Logic Pro X будет достаточно затруднительно, ведь многие команды управления и функции завязаны именно на нем. Именно поэтому мы делаем обзор Control Bar в первую очередь.

Главная особенность Control Bar заключается в том, что он позволяет контролировать множество непохожих друг на друга параметров вашего проекта и осуществлять удобную навигацию по нему без запоминания клавиатурных сочетаний или обращений к запутанному меню бару.

Все элементы панели делятся на четыре основные группы: Views, Transport, Display и Modes and Function. Более подробный список доступных для отображения кнопок показывается при нажатии правой клавишей мыши по пустой области панели и выборе единственной присутствующей во всплывающем меню опции – “Customize Control Bar and Display…“. После таких нехитрых действий перед вами появится окно настроек Control Bar, в котором можно выбрать большое количество элементов для отображения на панели. В этой статье мы рассмотрим наиболее важные из них.

Первая группа называется Views и позволяет вызывать основные окна интерфейса, иначе называемые видами. Впринципе, с большинством элементов из этой группы краткое знакомство уже произошло в прошлой статье. На данный момент вам должны быть известны кнопки Library, Inspector, Smart Controls, Mixer и Editors в начале Control Bar и List Editors, Note Pads, Apple Loops, Browsers в его конце.

А вот третья кнопка в первой части группы нашего внимания пока еще не удостаивалась. Скрывает она очень интересную вещь – панель Toolbar.

Toolbar – расширение для Control Bar, созданное в большей степени не для навигации, а для непосредственного редактирования проекта. С помощью него можно экспортировать отдельные регионы, дорожки или весь проект в один финальный файл, работать с регионами, устанавливать локаторы циклов, зум и много чего еще. Детально рассматривать панель пока не будем, так как это выходит за рамки данной статьи, но имейте ввиду, что она может оказаться весьма полезной, особенно начинающим пользователям, которые еще не успели запомнить множество клавиатурных сочетаний Logic Pro X. Мы иногда будем обращаться к панели Toolbar в контексте других статей и рассказывать про доступные опции.

Панель имеет настройки аналогичные Control Bar, вызываемые по правому клику на пустой ее области. А сам элемент вызывается через Control Bar или не самым простым сочетанием клавиш - ^⎇⌘T.

Дальше идет одинокая кнопка со знаком вопроса и названием Quick Help. Что это за быстрая справка и зачем она нужна, если есть целый раздел Help в меню баре приложения?

Все дело в том, что читать огромные мануалы нравится далеко не всем. Apple это понимает и решила помочь новым пользователям в освоении программы, введя быструю справку, представляющую из себя небольшое плавающее полупрозрачное окно или, если вызван Inspector, то панель в нем с кратким описанием элемента, который находится под курсором вашей мыши (если бы такая штука была во время знакомства автора с программой, то это сильно бы облегчило его жизнь и спасло много бессонных ночей). Если вы забыли, что делает какой-либо элемент интерфейса, то теперь всегда можно навести на него мышью и просмотреть краткое описание. Это очень удобно, но, к сожалению, доступно только на английском языке, как и весь интерфейс Logic Pro X. Русификаторов на программу пока не существует и вряд ли появятся в будущем (вообще, существует мнение, что профессиональный софт лучше использовать на английском, чтобы привыкнуть к именам многих общепринятых терминов в оригинальном их названии). Так что если вы знаете английский – то это большой плюс для быстрого освоения программы. А если не знаете, но хотите серьезно работать в Logic – то придется немного поднапрячься или в крайнем случае использовать переводчик.

Кроме как из Control Bar, Quick Help можно вызвать из меню Help > Quick Help, а если информации быстрой справки вам будет недостаточно, то всегда можно вызвать расширенную справку по элементу, нажав сочетание клавиш ⌘/.

После группы Views располагаются элементы группы Transport, отвечающей за навигацию по проекту, воспроизведение и запись. По умолчанию в ней доступно всего 4 кнопки, знакомых в современном мире, наверно, всем и каждому: перемотка назад, стоп, воспроизведение и запись.

На самом деле вы могли заметить в настройках Control Bar, что доступных элементов для группы гораздо больше, и их количество может доходить аж до 17 штук. Конечно, такой обьем кнопок навигации будет для многих излишним (большой необходимсти во всех кнопках одновременно у вас скорее всего не будет, да и места у других групп они украдут немало), но мы быстро пробежимся по всем и немного подробней расскажем о наиболее важных и интересных из них.

Итак. Первая кнопка, с изображением черты и направленного влево треугольника (тут, кстати, царит обилие этих геометрических фигур, обязательно постарайтесь не запутаться в них), называется Go To Beginning и она переносит курсор воспроизведения Playhead в самое начало вашего проекта.

Следующая, со стрелкой, указывающей на знак решетки - Go To Position позволяет перейти к любому моменту произведения, указав его точное местоположение в музыкальных единицах измерения.

Потом идут кнопки с такими же стрелками с буквами L и R - Go To Left/Right Locator, позволяющие перейти к началу и концу выделенного фрагмента(цикла) соответственно.

Пятая кнопка, со стрелкой назад внутри пунктирного прямоугольника - Go To Selection Start, просто перемещает Playhead к началу выбранного в Track View региона.

Кнопка с изображением полосы и треугольника, направленного вправо - Play From Beginning, не только переносит Playhead в начало проекта так же, как Go To Beginning, но еще и автоматически начинает проигрывание произведения с этой отметки.

Подобно Play From Beginning работают кнопки Play From Left/Right Locator и Play From Selection. Они перемещают Playhead туда, куда их аналоги, выглядящие почти так же, но содержащие в иконке вместо треугольника стрелку.

А перед этими тремя расположилась пропущенная нами кнопка Play From Left Window Edge, которая начинает воспроизведение с левого края области, отображаемой сейчас в окне Track View.

Дальше идут более привычные, но более интересные элементы:

Две кнопки с иконками перемотки (Rewind и Forward) в комментариях, скорее всего, не нуждаются. Работают они просто: короткое нажатие перемещает playhead на чуть-чуть (1 такт), а долгое заставляет его начать перемещаться большими прыжками по 8 тактов в секунду в нужную вам сторону.

Кнопка с изображением квадрата (наконец-то мы покончили с этими треугольниками) называется просто и привычно – Stop, но на деле она не так проста, как кажется с первого взгляда. Все дело в том, что имеет вид квадрата и действует как стоп иконка только при проигрывании или когда playhead находится в самом начале проекта, иначе она действует и выглядит точно так же, как элемент Go To Beginning. Но и это еще не все. Просто нажмите на ней правой кнопкой мыши, чтобы увидеть всплывающее меню настроек элемента. Впечатляет?

Здесь можно выбрать, как будет вести себя кпопка при нажатии на нее во время воспроизведения или остановки. В принципе, суть доступных опций сводится к тем же действиям, что и в предыдущих элементах, тут нет ничего сложного. Попробуйте самостоятельно поэкспериментировать с доступными параметрами, чтобы понять, как они работают.

Дальше расположилась главая кнопка воспроизведения – Play. Все знают, что она делает, но не все знают, что у нее тоже есть дополнительные настройки, отвечающие за то, откуда будет начинаться воспроизведение. На выбор предоставлено 4 опции: с начала выделенной области, цикла, выделенного региона и с последней установленной начальной позиции. Попробуйте также провести некоторые эксперименты с доступными параметрами, чтобы понять как они работают. Кстати, начать и приостановить воспроизведение можно нажав на пробел, точно так же, как в iTunes и многих других плеерах.

Кнопка паузы (Pause), в отличии от предыдущих двух, настроек не имеет, и сказать о ней практически нечего, а к кнопкам записи (Record и Capture Recording) сейчас обращаться еще рано, так как мы не обсудили основные принципы работы с регионами. Пока лишь скажем, что быстро начать процесс записи можно с помощью кнопки R на вашей клавиатуре.

На этом месте элементы группы Transport заканчиваются и начинается дисплей, который так и называется - Display.

Первая часть Display – Time/Beats Position отображает актуальную информацию о местоположении курсора воспроизведения Playhead. Вверху показаны текущие значения в формате времени SMPTE – часы : минуты : секунды: кадры, а внизу то же самое, но в единицах музыкального времени - тактах (bar), долях (beat), делениях (division) и тиках (мгновение, tick). Так же можно двойным нажатием отредактировать значение любого поля, тем самым переставив Playhead в другую позицию. Подобный трюк с одиночным или двойным нажатием срабатывает почти на всех элементах Display, поэтому больше мы о нем упоминать не будем без лишней необходимости.

Left/Right Locator сверху показывает начало, а снизу конец цикла в том же самом музыкальном времени, что и предыдущий элемент. С помощью него вы всегда можете видеть, где и какой продолжительности установлен цикл.

Sample Rate отображает установленную частоту дискретизации проекта. Это глобальная настройка, влияющая на весь проект в целом. Про частоту дискретизации можно много рассказывать, дискутировать и спорить, но это выходит за рамки нашего курса. Вкратце этот параметр отвечает за количество измерений аудио волны в секунду. Чем выше частота – тем, теоритески, точнее запись. При этом увеличивается и размер файлов. Далеко не все не профессиональные аудио карты могут работать на частоте выше 44, 100KHz, и далеко не всем пользователям в домашних условиях такие частоты нужны. Не переживайте на счет установленного минимального параметра и не гонитесь за большими значениями. А если хотите побольше узнать про частоты дискретизации, то информации на эту тему в интернете и специальной литературе более чем достаточно.

Varispeed Mode/Unit позволяет настроить функцию Varispeed, которая эмулирует работу ленточного магнитофона. С помощью нее вы можете замедлять или ускорять ваш проект с изменением или без изменения его тональности. При клике по элементу можно выбрать доступные варианты работы Varispeed:

  • Speed Only – изменяет только скорость проигрываения без изменения тональности;
  • Varispeed – изменяет скорость и тональность аудио дорожек;
  • Varispeed and MIDI - изменяет скорость и тональность аудио и виртуальных инструментов;

Для того, чтобы включить или выключить Varispeed, нажмите на значке с изображением минуса и плюса правее Display, чтобы изменять скорость и тональность – задавайте процентное значение отличное от нуля, а кликнув по знаку процента, можно изменить единицу измерения. Это очень интересный и забавный инструмент, который можно использовать очень нестандартно.

Дальше в одном окне вместе устроились 2 параметра: Tempo и Project End. С помощью первого, который находится сверху, вы можете указать постоянный темп проекта измеряемый в ударах в секунду (BPM), а второй указывает на такт его окончания. Темп определяет насколько ваше произведение будет быстрым и ритмичным, а конечная точка – его полную длительность.

Time Signature и Division – самые “музыкальные” параметры. Первый устанавливает размер такта, а второй – на сколько частей такт будет поделен в сетке окна Track View. Если вы не знаете о чем идет речь, то стоит подтянуть основы музыкального образования. А пока параметры можно и не трогать, так как большинство произведений в наше время пишутся с размером такта 4/4, который установлен в новых проектах по умолчанию.

MIDI Activity будет полезен только если вы имеете MIDI инструменты или синтезаторы. Здесь показываются MIDI сигналы, которые Logic принимает от внешних устройств или посылает на них. В случае присутствия на дисплее будут отображаться вводимые команды или ноты, а при отсутствии сигналов будет написано “No In” и “No Out” соответственно.

Последний элемент называется Load Meters, важность которого переоценить сложно, ведь он показывает степень загруженности процессора и диска. Если у вас возникают какие либо сбои в работе с программой, то это самый лучший способ отследить, что именно идет не так. По двойному клику доступно всплывающее окно, в котором все ядра процессора показаны раздельно и более наглядно. Это основное и лучшее средство для диагностики и мониторинга работы Logic Pro X. Не забывайте об этом.

Также в самом начале Display есть кнопка с шестеренками – Display Mode, которая позволяет быстро переключаться между видами дисплея. На выбор представлено несколько готовых пресетов:

  • Beats & Project – показывает музыкальное время и основную информацию по проекту. Стоит отметить, что только в этом виде доступна кнопка изменения тональности проекта – Key Signature.
  • Beats & Time - показывает музыкальное и реальное время.
  • Beats - только музыкальное время.
  • Time - только реальное время.
  • Custom - все доступные элементы из нашего обзора на выбор (делается в настройках Control Bar).

Наконец, осталась без нашего внимания только последняя группа кнопок в Control Bar – Modes and Functions. Она является самой большой группой во всей панели – всего 22 элемента, но, так же как Toolbar, не относящейся к основам навигации. Группа предоставляет быстрый доступ для вызова основных функций приложения, поэтому мы не будем сейчас рассматривать ее, а пожалуй, станем возвращаться время от времени для разбора отдельных элементов в контексте статей, подробно рассказывающих про соответствующий функционал, дабы не грузить вас излишней информацией на данном этапе изучения приложения.

На этом про навигацию в Logic Pro X и панель Control Bar у нас на сегодня все. Теперь вы уже должны иметь представление о том, как устроено перемещение по проекту в программе. А в следующий раз узнаете подробнее про дорожки, регионы и работу с ними в окне Track View.

Library вызывается через самую первую кнопку в Control Bar с изображением некой картотеки или через меню View > Show Library.

А вот справа, наоборот, вызывается множество колонок и одна из них – Note Pads. C ее помощью можно писать заметки для всего проекта или отдельных дорожек. Это очень удобно, если у вас появилась хорошая идея, которую вы не хотите забыть, например, если на этапе записи вы уже придумали, как поступить с той или иной дорожкой, или исполнитель попросил вас сделать с проектом какие-то определенные вещи. При использовании Note Pads вы сможете не забыть множество важных вещей. Так что обязательно обратите свое внимание и на этот элемент тоже.

Попасть в Note Pads возможно через унопку с изображением бумаги и карандаша в Control Bar, меню View > Show Note Pads или нажав на клавиатуре сочетание клавиш Alt+N.

Еще одной интересной панелью является – Loops. Здесь собраны различные интересные звуковые петли, которые скачались при первом запуске Logic Pro X. Среди них можно найти как простенькие кубики для построения первых экспериментальных мелодий, так и различные аудиоэффекты для придания произведению большей воздуха и атмосферности.

Полную библиотеку петлей от Apple можно прослушивать часами, а вызвать ее можно через кнопку с изображением петли в Control Bar или меню View > Show Apple Loops.

Browsers – это браузер, который отображает файлы проекта, медиа файлы или же всю файловую систему вашего мака. Преследует панель, в принципе, только одну цель – быстрая навигация по нужной категории файлов. С первого взгляда вещь бесполезная, но при обращении к ней можно сэкономить лишние телодвижения для доступа к файлам, которые вы либо уже добавили в проект, либо только собираетесь импортировать из Finder, iMovie, iTunes и других подобных программ.

Попасть в Browsers можно все так же через Control Bar с помощью кнопки с изображением медиа, через меню View > Show Browsers или нажав на клавиатуре клавишу “F”.

Пожалуй, последний элемент на сегодня – List Editor. Он отображает структуру вашего проекта в четырех различных списках: Event, Marker, Tempo и Signature. В основном это чисто технические параметры, но в некоторых специфических случаях они могут все же пригодиться. Список Event содержит информацию о регионах, их позицию и продолжительность. Marker хранит данные маркеров, о которых мы поговорим в статье про Track Area. Tempo, как не трудно догадаться, расскажет вам все о темпе, а Signature – о тональности и интервалах проекта.

List Editor вы увидите, если нажмете в Control Bar кнопку с изображением списка, выберете в меню View > Show List Editor или нажмете на клавиатуре клавишу “ D”.

Вот собственно и все основные элементы главного окна Logic Pro X. Все окна и панели безусловно необходимы для удобства выполнения различных манипуляций над проектом в целом и какими-либо отдельными его частями. Logic Pro X представляет вам достаточный простор для работы; единственный вопрос лишь в том, чем именно вы будете пользоваться из всех предложенных программой возможностей. В перерыве попробуйте самостоятельно изучить демо-проект и показаные выше элементы интерфейса, чтобы понять как с ними взаимодействовать. Дальше мы постараемся подробно рассказать о каждом из представленных элементов Logic Pro X более подробно.



Смотрите также:

Логика Logic Pro X. Часть 2: Установка и первый запускLogic Pro X предоставляет глубокие возможности для редактирования, не только аудио, но и MIDI, с помощью Piano Roll, который представляет ноты в виде прямоугольников разной длительности на 88 клавишах виртуального фортепиано

Добавить комментарий:
Имя:
E-mail: